Сиблинговая позиция как условие формирования некоторых формально-динамических особенностей спортсменов
https://doi.org/10.47183/mes.2023.023
Аннотация
В спорте высших достижений проблема результативности спортсмена — одна из ключевых. В современных исследованиях уделяют внимание различным факторам успешности, но остается неизученным влияние сиблинговой позиции на формирование личности спортсмена. Целью работы было изучить взаимосвязь формально-динамических свойств и ресурсного потенциала спортсменов, занимающихся бадминтоном, в зависимости от их сиблинговой позиции с использованием структурированного интервью; «Опросника формально-динамических свойств индивидуальности» В. М. Русалова; теста «Перинатальный опыт — ресурсный потенциал» Н. П. Коваленко; корреляционного анализа. В исследовании участвовало 40 спортсменов (20 юношей и 20 девушек; средний возраст — 14,5 лет). В подвыборке спортсменов «старший или единственный ребенок» коммуникативная пластичность отрицательно коррелирует с показателями сенсорных и физиологических систем (r = –0,50) и стрессоустойчивостью (r = –0,60). Выявлены корреляции между стрессоустойчивостью и психомоторной эргичностью (r = 0,63) и др. Спортсмены подвыборки «второй и последующие дети» обладают большей психомоторной пластичностью и большим ресурсным потенциалом (p < 0,05). Базовая перинатальная матрица интегрирована в формально-динамическую структуру личности спортсмена. Таким образом, спортсмены подвыборки «второй и последующие дети» обладают более высоким ресурсным потенциалом. Спортсмены подвыборки «старший или единственный ребенок» менее психомоторно пластичны, но более упорны в достижении целей. В соответствии с результатами обозначены направления работы спортивного психолога со спортсменами.
Об авторах
С. В. ГорновРоссия
Москва
О. В. Ракитина
Россия
Москва
Т. В. Богун
Россия
Татьяна Васильевна Богун
ул. Б. Дорогомиловская, д. 5, г. Москва, 121059
Список литературы
1. Поляев Б. А., Макарова Г. А., Парастаев С. А., редакторы. Спортивная медицина: национальное руководство. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022; 880 с.
2. Гущин В. И. Практика оптимизации психологической готовности спортсмена. Руководство для психологов. 2022; 132 с.
3. Шемет И. С., Густова Л. В., Шемет С. С., Парфентьев В. И., Парфентьева О. И. Влияние особенностей рождения ребенка на волевые качества и успешность в спортивной деятельности. Наука и школа. 2015; 6: 184–98.
4. Дорофеева Н. В. Влияние особенностей взаимодействия в семье на формирование аттитюдов юных спортсменов. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021; 10 1(34): 348–51.
5. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: АСТ, 2008; 352 с.
6. Филиппова Г. Г. Материалы к утверждению перинатальной психологии и перинатальной психотерапии в качестве модальности на Комитет модальности ОППЛ (16 декабря 2006 г., г. Москва). IX съезд ОППЛ и четвертый Паназиатский конгресс «Психотерапия и консультирование в эпоху перемен» (17–20 мая 2007 г., г. Екатеринбург). Перинатальная психология и психология родительства. 2007; 2: 5–42.
7. Добряков И. В. Перинатальная психология. СПб., 2015; 234 с.
8. Гарбузов В. И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология: наднозолог. диагностика и терапия психосоматических заболеваний и неврозов. СПб.: СОТИС, 1999; 319 с.
9. Коваленко Н. П. Ресурсная терапия. СПб.: Петрополис, 2022; 304 с.
10. Завгородняя И. В. Перинатальная психология и медицина: поиск путей взаимодействия. Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон.науч. журн. 2015; 4 (10). Доступно по ссылке (дата обращения: 22.03.2023): http://medpsy.ru/climp.
11. Замараева З. П. Ресурсно-потенциальный подход в системе социальной защиты населения России. Пермь: Дашков и К, 2019; 270 с.
12. Зырянова Н. М. Ранние сиблинговые исследования. Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008; 2 (2). Доступно по ссылке (дата обращения: 22.03.2023): http://psystudy.ru.
13. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально- психологических различий. М.: Наука, 1979; 352 с.
14. Русалов В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М.: ИП РАН, 2012; 528 с.
15. Алибегашвили Н. М. Основные подходы в изучении сиблинговых отношений. Мир науки. Педагогика и психология. 2019; 4 (7): 31–36.
16. Баскаева О. В. Основные направления сиблинговых исследований. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021; 2: 96–115. DOI: 10.28995/2073- 6398-2021-2-96-115.
17. Русалов В. М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности человека (ОФДСИ). М.: ИП РАН, 2004; 136 с.
18. Гиссен Л. Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. М.: Спорт, 2022; 200 с.
19. Мезенцев А. А., Ракитина О. В. О взаимосвязи целеполагания и эмоциональной устойчивости личности: к постановке проблемы. В книге: Лубской А. А., редактор. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно- практических конференций. М.: АСОУ, 2022; 4: 302–5.
Рецензия
Для цитирования:
Горнов С.В., Ракитина О.В., Богун Т.В. Сиблинговая позиция как условие формирования некоторых формально-динамических особенностей спортсменов. Медицина экстремальных ситуаций. 2023;25(2):51-57. https://doi.org/10.47183/mes.2023.023
For citation:
Gornov S.V., Rakitina O.V., Bogun T.V. Sibling position as a condition for the formation of some formal and dynamic features of athletes. Extreme Medicine. 2023;25(2):51-57. https://doi.org/10.47183/mes.2023.023