Preview

Медицина экстремальных ситуаций

Расширенный поиск

Роль информационного сопровождения в совершенствовании медицинского обеспечения плавсостава

https://doi.org/10.47183/mes.2024-26-4-98-103

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Управление процессом получения, анализа и систематизации результатов медицинских осмотров плавсостава в медицинских организациях ФМБА России требует создания специальной информационной системы.

Цель. На основании комплексного анализа результатов работы медицинских организаций ФМБА России разработать и внедрить в практическое применение информационную систему для обеспечения бесшовной преемственности в оказании всех видов медицинского обеспечения плавсостава, создать цифровой регистр медицинских освидетельствований плавсостава.

Материалы и методы. За период 2014–2023  гг. изучены организационные принципы работы медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь плавсоставу. Отработана методика организации персонифицированного учета результатов медосмотров данного контингента для формирования регистров. Анализ работы по медицинскому обеспечению лиц, работающих на судах, выполнен по итогам деятельности 35 здравпунктов, 70 судовых врачей, 14 врачей водолазной медицины в структуре ФМБА России в 2023 году.

Результаты. В Головном центре охраны здоровья моряков ФМБА России в марте 2023 года реализован пилотный проект по созданию регистра в Северо-Западном федеральном округе, разработана методика формирования идентификационного номера моряка в регистре, изучено 26 125 записей сведений о лицах, прошедших предварительные и периодические медицинские осмотры. Использование предложенной методики формирования регистров во всех округах позволило получить в информационной системе данные о медицинских освидетельствованиях за 2022–2023 гг. в количестве 38 993 заключений.

Заключение. Единый информационный ресурс в комплексе с регистром по всем 35 медицинским организациям, осуществляющим медицинское обеспечение плавсостава, в том числе проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, составляет основу для дальнейшего совершенствования научных подходов к организации и развитию морской и водолазной медицины в Российской Федерации.

Для цитирования:


Яковлева Т.В., Туренко О.Ю., Колабутин В.М., Ратников В.А., Орлов Г.М., Москалева С.С., Горелов В.П. Роль информационного сопровождения в совершенствовании медицинского обеспечения плавсостава. Медицина экстремальных ситуаций. 2024;26(4):98-103. https://doi.org/10.47183/mes.2024-26-4-98-103

For citation:


Yakovleva T.V., Turenko O.Yu., Kolabutin V.M., Ratnikov V.A., Orlov G.M., Moskaleva S.S., Gorelov V.P. The role of information support in improving medical support for seafaring personnel. Extreme Medicine. 2024;26(4):98-103. https://doi.org/10.47183/mes.2024-26-4-98-103

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы на различных государственных уровнях неоднократно поднимался вопрос о необходимости восстановления единой системы медицинского обеспечения работников морского и речного флотов, распавшейся на множество компаний и организаций в результате неблагоприятных общественно-экономических изменений в стране [1].

Эти требования обозначены в Конвенции Международной организации труда от 2006 года и ратифицированы в Российской Федерации в 2012 году. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый подход к организации информационного обеспечения медицинского наблюдения за морскими специалистами [2]. В медицинских организациях ФМБА России, принимающих участие в проведении медицинского освидетельствования лиц, работающих на судах, используется Единая ведомственная медицинская информационно-аналитическая система ФМБА России (далее — ЕВМИАС), а также медицинские информационные системы, интегрированные с ЕВМИАС (далее — МИС) [3].

В данных системах был реализован учет выполненных периодических и предварительных медицинских осмотров в соответствии с приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» [4].

Однако в указанном руководящем документе отсутствует порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих на судах. Необходимо отметить, что и в других нормативных актах Российской Федерации порядок медицинских осмотров плавсостава был представлен не в полном объеме. Единственным действующим документом, устанавливающим медицинские противопоказания к работе на судне, было Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 742 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих работе на морских судах, судах внутреннего плавания, а также на судах смешанного (река — море) плавания» [5].

В соответствии с требованиями времени в конце 2022 года вышел приказ Минздрава России от 01.11.2022 № 714н «Об утверждении Порядка проведения медицинского осмотра на наличие медицинских противопоказаний к работе на судне, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на судне». Данный приказ определил порядок проведения медицинских осмотров плавсостава и создал предпосылки для оптимальной организации соответствующего учета результатов медицинских освидетельствований плавсостава в информационных системах с учетом собранных достоверных статистических данных [6]. Своевременность данного направления деятельности согласуется с мнением ряда авторов, выполнивших комплексный правовой мониторинг национальных нормативных и методических документов, регламентирующих вопросы деятельности центров охраны здоровья моряков, оценивших нормативное регулирование вопроса медицинского сопровождения плавсостава и подчеркнувших необходимость регламентации принципов организации медицинской помощи и санитарно-гигиенического обеспечения судов в плавании с учетом современных достижений медицины, информационных, включая дистанционные, технологий [7][8].

Таким образом, организация учета предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих на судах, в используемых медицинскими организациями ФМБА России информационными системами ЕВМИАС и медицинскими информационными системами, интегрированными с ЕВМИАС, приобрела особую актуальность.

Цель исследования — на основании системного анализа результатов работы медицинских организаций ФМБА России разработать и внедрить в практическое применение информационную систему для обеспечения бесшовной преемственности в оказании всех видов медицинского обеспечения плавсостава с созданием цифрового регистра его медицинских освидетельствований.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

За период с 2014 по 2023 год изучены технические особенности, недостатки и перспективы информационного сопровождения медицинского обеспечения плавсостава в реализации данного процесса, систематизированы данные по изучению заболеваемости у плавсостава и водолазов за 2023 год.

Системный анализ массива данных, отражающих работу медицинских организаций (МО) ФМБА России по медицинскому обеспечению лиц, работающих на судах в 2023 году, показал, что в структуре функционирует 35 здравпунктов (ЗП), занято 70 судовых врачей и 14 врачей водолазной медицины. Проведено анкетирование информационных систем всех интегрированных в исследование МО. Для эффективного медицинского сопровождения плавсостава, координации взаимодействия профильного управления ФМБА России с подведомственными учреждениями агентства, а также для создания информационного ресурса, отражающего результаты проводимой работы, приказом Руководителя ФМБА России в 2021 году на базе ФГБУ «Северо-Западный окружной научно-клинический центр им. Л.Г. Соколова» (далее — СЗОНКЦ им. Л.Г. Соколова) создан Головной центр охраны здоровья моряков (далее — Головной центр).

Одной из основных задач Головного центра определено информационно-аналитическое обеспечение охраны здоровья плавсостава, в частности создание и ведение регистра медицинских организаций и цифрового регистра медицинских освидетельствований моряков, создание, совершенствование и информационно-технологическое сопровождение информационной системы.

В 2022 году перед медицинскими организациями ФМБА России Головным центром была поставлена задача организации персонифицированного учета медосмотров плавсостава и предоставления этой информации для формирования регистров. В связи с различной степенью технической готовности МО к началу персонифицированного учета медосмотров плавсостава с применением медицинской информационной системы (МИС) Головной центр обеспечил их необходимыми информационными инструментами, а также прототипом модуля на основе МИС, используемой в СЗОНКЦ им. Л.Г. Соколова.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате проведенного исследования установлено, что создание единого контура мониторинга здоровья плавсостава и водолазов в системе ФМБА России позволило сделать доступным, объективным и эффективным анализ совокупной информации, отражающей результаты деятельности МО во всех федеральных округах.

На основании первичных данных, получаемых из МО ФМБА России, определено, что вычленение информации исключительно по плавсоставу из общего объема сведений о проведенных предварительных и периодических медицинских осмотрах в полной мере было невозможным. Это послужило предпосылкой к получению недостоверных демографических данных и результатов по заболеваемости плавсостава. Взаимодействие с МО также показало, что персонифицированный учет медосмотров плавсостава осуществлялся не повсеместно, а иногда проводился с использованием лишь бумажных носителей.

На первом этапе была разработана концепция по развертыванию и эксплуатации информационно-аналитической системы морской медицины, включая внедрение стандартных протоколов обмена данными с медицинскими информационными системами МО, установку и настройку лицензионного программного обеспечения, формирование информационных ресурсов и мероприятий по обеспечению информационной безопасности.

Во исполнение приказа Минздрава России от 01.11.2022 № 714н [6] в 2022 году начат и в марте 2023 года реализован пилотный проект по созданию регистра в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО). Был разработан состав информационного обеспечения системы ведения регистра центра морской медицины, представленный на рисунке 1.

Рисунок подготовлен авторами по собственным данным

Рис. 1. Схема прототипа информационно-аналитической системы Головного центра

Была разработана методика формирования идентификационного номера моряка в регистре, состоящего из 12 цифр. При формате «12ХХ-ХХХХ-ХХХХ» — первые две цифры обозначают субъект РФ, в котором моряк прошел профосмотр, «ХХ34-5ХХХ-ХХХХ» третья-пятая цифры — регистрационный номер медицинской организации в регистре МО, «ХХХХ-Х678-9ABХ» шестая-одиннадцатая цифры — порядковый номер моряка, «ХХХХ-ХХХХ-ХХХС» двенадцатая цифра — контрольная сумма предыдущих цифр (рис. 2).

Рисунок подготовлен авторами по собственным данным

Рис. 2. Идентификационный номер моряка в медицинском свидетельстве о состоянии здоровья

Вначале были получены результаты формирования Регистра по СЗФО (рис. 3). Как представлено на рисунке 3, МО в СЗФО на первом этапе были собраны и переданы в Головной центр 26 125 записей сведений о лицах, прошедших предварительные и периодические медицинские осмотры.

Рисунок подготовлен авторами по собственным данным

Рис. 3. Результаты формирования регистра медицинских освидетельствований моряков в МО ФМБА России в СЗФО

При анализе данных, представленных на рисунке 3, установлено, что сведения содержат обобщенную информацию как по представителям плавсостава, так и по сотрудникам береговых служб, работающих в АО «Атомфлот» и ФГУП «Росморпорт».

После исключения из базы сведений сотрудников береговых служб на основе признака прикрепления к судну в регистр было включено 8259 записей, что составило 32% от представленных ранее данных. В соответствующих записях были проставлены уникальные коды сведений о моряках с 7800-0000-0016 по 7800-0001-2277 в соответствии с приведенной выше методикой (рис. 2).

Результаты пилотного проекта были представлены на заседании секции Морской медицины Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации в мае 2023 года во Владивостоке.

На следующем этапе был создан регистр медицинских организаций ФМБА России, занимающихся медицинским обеспечением плавсостава, включая проведение предварительных и периодических медицинских осмотров данного контингента. В регистр медицинских организаций было включено 35 медицинских организаций ФМБА России, расположенных в 8 федеральных округах, карта размещения которых приведена на рисунке 4.

Рисунок подготовлен авторами по собственным данным

Рис. 4. Схематичное расположение 35 медицинских организаций ФМБА России, занимающихся медицинским обеспечением плавсостава

По результатам пилотного проекта был доработан регламент предоставления медицинскими организациями сведений о результатах медицинских освидетельствований плавсостава в Головной центр охраны здоровья моряков ФМБА России (далее — Регламент).

Разработанные в ходе реализации проекта методические документы, а также прототип модуля на основе МИС, используемой СЗОНКЦ им. Л.Г. Соколова, в 2023 году были внедрены в работу всех медицинских организаций ФМБА России, включенных в регистр. Это позволило с декабря 2023 года обеспечить полный персонифицированный учет сведений о прохождении периодических и предварительных медицинских осмотров плавсостава, медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к работе на судне, сбор, сверку и анализ статистических данных заболеваемости плавсостава, что полностью соответствует современным требованиям системы здравоохранения [9].

Разработан и обоснован объем хранения сведений в регистре медицинских освидетельствований моряков: паспортные данные моряка (32 поля) и медицинские данные по проведенному медицинскому осмотру согласно приказу Минздрава России от 01.11.2022 № 714н (60 полей), включая сведения об оказанной медицинской помощи, лечебно-профилактических мероприятиях, результатах лабораторных и инструментальных исследований, которые имели достаточно большой объем и формировались не только в МО, проводящих медосмотры плавсостава. Поэтому полные медицинские данные было решено получать по запросу в ЕГИСЗ и ЕВМИАС и не хранить в регистре. Состав медицинских данных регистра приведен на рисунке 5.

Рисунок подготовлен авторами по собственным данным

Рис. 5. Состав медицинских данных Регистра медицинских освидетельствований моряков

Таблица 1. Показатели общего регистра медицинских освидетельствований моряков

№ п/п

Показатель

Значение, ед.

1

Количество медицинских организаций в Регистре медицинских организаций и на сайте морской медицины

35

2

Количество полей данных в Регистре по одному моряку — персональных и медицинских

32 + 60

3

Количество медицинских освидетельствований моряков в Регистре:

3.1

За 2022 год (сведения от 20% медицинских организаций за полугодие)

9949

3.2

За 2023 год (сведения от 100% медицинских организаций к концу года)

29 044

3.3

Общее за 2022–2023 годы

38 993

Таблица подготовлена авторами по собственным данным

По итогам полученных данных был сформирован общий регистр по всем 35 медицинским организациям ФМБА России, осуществляющим медицинское обеспечение плавсостава, включая данные о проведении предварительных и периодических медицинских осмотров (табл. 1).

За период 2022–2023 гг. обработано 38 993 сведения о медицинских освидетельствованиях моряков (табл. 1). Работа целенаправленно продолжается: по итогам I квартала 2024 года всеми МО проведено еще 9504 освидетельствования, при этом общее количество членов плавсостава в регистре достигло 39 333 человека. Следует отметить, что данные о численности плавсостава являются предварительными, изменяются динамически и требуют дополнительной выверки со сведениями от медицинских организаций, что связано с техническими ошибками заполнения в датах рождения, номерах СНИЛС и ряде других документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость воссоздания единой системы медицинского обслуживания плавсостава определена основополагающим документом в области национальной морской политики — Морской доктриной Российской Федерации [10]. В условиях изменившегося геополитического ландшафта на государственный уровень вынесено развитие морской медицины, при этом основная роль в этом процессе доверена Федеральному медико-биологическому агентству.

Систематизация персональных данных контингента по всем 35 медицинским организациям, осуществляющим медицинское обеспечение плавсостава, использование типовых эффективных инструментов, погруженных в единый информационный контур ФМБА России, развитие единого информационного ресурса составит основу для дальнейшего совершенствования научных подходов к организации и развитию морской и водолазной медицины в Российской Федерации.

Таким образом, внедрение единой информационной системы в структуре медицинских учреждений ФМБА является важным этапом на пути реализации Морской доктрины Российской Федерации в вопросах медицинского обеспечения моряков, в полной мере соответствует требованиям Конвенции Международной организации труда.

Вклад авторов. Все авторы подтверждают соответствие своего авторства критериям ICMJE. Наибольший вклад распределен следующим образом: Т.В. Яковлева — разработка концепции и дизайна исследования, общее руководство; О.Ю. Туренко — разработка концепции и дизайна исследования, редактирование и написание рукописи; В.М. Колабутин — разработка концепции исследования; В.А. Ратников — обработка и интерпретация результатов, редактирование и написание рукописи; Г.М. Орлов — сбор материала, обработка и интерпретация результатов; С.С. Москалева — сбор материала, обработка и интерпретация результатов; В.П. Горелов — написание рукописи.

Список литературы

1. Мосягин ИГ, Казакевич ЕВ, Бойко ИМ. Роль и место морской медицины в Российском здравоохранении. Морская медицина. 2019;5(1):17–29

2. 94th session International Labour Organization. Maritime Labour Convention of 2006 on work in sea navigation. Geneva; 2006.

3. Бумай ОК, Иванченко АВ, Абакумов АА и др. Подготовка нормативно-правовой базы системы медико-санитарного обслуживания плавсостава морских и речных судов: анализ проблемы, предложения и перспективы. Медицина экстремальных ситуаций. 2017;59(1):65–77.

4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 29н «Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры». М.: Министерство здравоохранения; 28.01.2021.

5. Постановление Правительства Российской Федерации № 742 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих работе на морских судах, судах внутреннего плавания, а также на судах смешанного (река — море) плавания». М.: Правительство Российской Федерации; 24.06.2017.

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 714н «Об утверждении Порядка проведения медицинского осмотра на наличие медицинских противопоказаний к работе на судне, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на судне». М.: Министерство здравоохранения; 01.11.2022.

7. Воронкова СВ, Абакумов АА, Торшин ГС, Малинина СВ, Андрусенко АН, Грабский ЮВ. Нормативно-правовые основы создания и функционирования центров охраны здоровья моряков в Российской Федерации. Медицина труда и промышленная экология. 2023;63(9):586–95.

8. Баранкина ТА, Фетисов АО, Валеева РМ, Курбанова СН, Якименко ОН. Организация медицинского обслуживания плавсостава речного флота. Российский медицинский журнал. 2020;26(5):283–91.

9. Мосягин ИГ, Попов АМ, Чирков ДВ. Морская доктрина России — в приоритете человек. Морская медицина. 2015;1(3):5–12.

10. Указ Президента Российской Федерации № 512 «Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации». М.: Правительство Российской Федерации; 31.07.2022.


Об авторах

Т. В. Яковлева
Федеральное медико-биологическое агентство
Россия

Яковлева Татьяна Владимировна, д-р. мед. наук

Москва



О. Ю. Туренко
Федеральное медико-биологическое агентство
Россия

Туренко Ольга Юрьевна, канд. мед. наук

Москва



В. М. Колабутин
Северо-Западный окружной научно-клинический центр им. Л.Г. Соколова Федерального медико-биологического агентства
Россия

Колабутин Валерий Михайлович, канд. физ.-мат. наук

Санкт-Петербург



В. А. Ратников
Северо-Западный окружной научно-клинический центр им. Л.Г. Соколова Федерального медико-биологического агентства; Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Ратников Вячеслав Альбертович, д-р мед. наук

Санкт-Петербург



Г. М. Орлов
Северо-Западный окружной научно-клинический центр им. Л.Г. Соколова Федерального медико-биологического агентства
Россия

Орлов Геннадий Михайлович, канд. физ.-мат. наук

Санкт-Петербург



С. С. Москалева
Северо-Западный окружной научно-клинический центр им. Л.Г. Соколова Федерального медико-биологического агентства
Россия

Москалева Светлана Сергеевна

Санкт-Петербург



В. П. Горелов
Северо-Западный окружной научно-клинический центр им. Л.Г. Соколова Федерального медико-биологического агентства
Россия

Горелов Виктор Павлович, канд. мед. наук

Санкт-Петербург



Рецензия

Для цитирования:


Яковлева Т.В., Туренко О.Ю., Колабутин В.М., Ратников В.А., Орлов Г.М., Москалева С.С., Горелов В.П. Роль информационного сопровождения в совершенствовании медицинского обеспечения плавсостава. Медицина экстремальных ситуаций. 2024;26(4):98-103. https://doi.org/10.47183/mes.2024-26-4-98-103

For citation:


Yakovleva T.V., Turenko O.Yu., Kolabutin V.M., Ratnikov V.A., Orlov G.M., Moskaleva S.S., Gorelov V.P. The role of information support in improving medical support for seafaring personnel. Extreme Medicine. 2024;26(4):98-103. https://doi.org/10.47183/mes.2024-26-4-98-103

Просмотров: 186


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2713-2757 (Print)
ISSN 2713-2765 (Online)