Preview

Медицина экстремальных ситуаций

Расширенный поиск

Оценка информативности сайтов территориальных аттестационных комиссий о процедуре аттестации работников здравоохранения

https://doi.org/10.47183/mes.2025-353

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Совершенствование информационного контента необходимо для решения проблем целевой аудитории и привлечения потенциальных пользователей в связи со снижением интереса врачей к институту присвоения квалификационных категорий.

Цель. Оценка качества информационного контента сайтов территориальных аттестационных комиссий и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации относительно присвоения квалификационных категорий.

Материалы и методы. Выполнен поиск информации о процедуре аттестации медицинских работников на 47 сайтах органов исполнительной власти 83 субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и сайтах территориальных аттестационных комиссий. Проведен заочный опрос 47 врачей: (25 (53,2%) мужчин и 22 (46,8%) женщин; средний возраст респондентов 32,30 ± 4,94 года) со стажем работы по специальности от 2 лет. Каждый респондент рассматривал информацию о прохождении аттестации, размещенную на сайтах трех различных субъектов Российской Федерации. Распределение сайтов по респондентам произведено случайным образом с помощью онлайн-ресурса генератора случайных чисел. Опрос проведен с использованием анкеты, которая была разработана сотрудниками кафедры экономики и маркетинга Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России. Статистическая обработка выполнена в программе SPSS (IBM Company).

Результаты. Информацию по всем пунктам приказа Минздрава России от 31 августа 2023 г. № 458н, касающимся правил и порядка подачи документов, содержали 47 (56,6%) сайтов территориальных аттестационных комиссий. При опросе достаточность информации сайтов о правилах и порядке аттестации врачами оценена выше (3,13 ± 1,04 балла) по сравнению с понятностью контента (2,98 ± 1,02 балла) (р = 0,009). Оценки респондентов достаточности и понятности контента разных сайтов значимо отличаются: 102,155 ≤ χ2 ≤ 110,978 (р ≤ 0,001), а для одних и тех же сайтов — одинаковы (р = 0,881 и р = 0,976). Оценки достаточности и понятности информации не зависели от возраста респондентов (р = 0,416 и р = 0,706), их пола (р = 0,163 и р = 0,148), специальности (р = 0,901 и р = 0,947), работы в организациях, оказывающих помощь в разных условиях (р = 0,956 и р = 0,983).

Выводы. Информация о процедуре аттестации медицинских работников, размещенная на сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и сайтах территориальных аттестационных комиссий, нуждается в коррекции и актуализации.

Для цитирования:


Мишарин В.М., Кочубей А.В. Оценка информативности сайтов территориальных аттестационных комиссий о процедуре аттестации работников здравоохранения. Медицина экстремальных ситуаций. 2025;27(3):429-435. https://doi.org/10.47183/mes.2025-353

For citation:


Misharin V.M., Kochubey A.V. Informativity assessment of websites of territorial attestation commissions on the attestation procedure for healthcare specialists. Extreme Medicine. 2025;27(3):429-435. https://doi.org/10.47183/mes.2025-353

ВВЕДЕНИЕ

Зависимость успешности деятельности институтов от информационных систем стимулирует организации к их совершенствованию [1]. При этом преимущество информационной системы определяется в том числе качеством информационного контента [2].

Информационный контент сайта — материал для целевой аудитории, предназначенный для решения ее проблем и отвечающий на вопросы данной аудитории или потенциальных пользователей в рамках определенного направления деятельности [3]. Напомним, что изучение веб-запросов показало, что информационный поиск составляет 80% в структуре веб-операций [4].

При этом известно, что главным недостатком информационного контента является переизбыток нерелевантной, незначимой информации [5]. Главная трудность при создании информационного контента заключается в распознавании полезности материала, выборе таргетной информации [6].

Важность качества информационного контента растет по мере повышения доступности онлайн-информации, влекущей информационную перегрузку и усталость от социальных сетей [7][8].

Информационный контент, мотивирующий интернет-пользователей к определенным действиям или обусловливающий их поведенческие намерения, является «золотым руном» организации [9][10]. Убедительный информационный контент может изменить их отношение и подтолкнуть к взаимодействию с оферентом [11][12].

Принимая во внимание снижение интереса врачей к институту присвоения квалификационных категорий, обусловленного отсутствием мотивации, нежеланием заниматься дополнительной деятельностью, связанной с работой, а также боязнью сокращения своего свободного времени, непониманием всех аспектов и процессов аттестации и стремлением избегать сложных процедур, информационный контент веб-ресурсов институтов системы аттестации должен быть максимально полезен и убедителен [13][14].

Приказ Минздрава России от 31.08.2023 № 458н «Об утверждении порядка и сроков прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории»1 (далее — приказ № 458н) обязывает органы власти и организации, создавшие аттестационную комиссию, размещать на своих официальных веб-ресурсах сведения об аттестационной комиссии, о графиках приема и регистрации документов, о персональном составе экспертных групп.

Цель исследования — оценка качества информационного контента сайтов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и территориальных аттестационных комиссий относительно присвоения квалификационных категорий.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В ходе исследования выполнен поиск информации о процедуре аттестации медицинских работников на сайтах органов исполнительной власти 83 субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и сайтах территориальных аттестационных комиссий.

Оценивали наличие на сайтах территориальных аттестационных комиссий сведений, указанных в таблице 1. Информация пунктов 34.1–34.8, 37, 39 характеризует правила подачи документов на аттестацию, пунктов 35, 36 — порядок их подачи. Наличие на сайте информации пунктов приказа № 458н оценивалась положительно («да»), если она раскрывала все требования соответствующего пункта данного нормативного документа.

Для субъективной оценки сведений о порядке аттестации медицинских работников, представленных на 47 веб-сайтах, был проведен заочный опрос 47 врачей со стажем работы по специальности от 2 лет, обучающихся на момент опроса в аспирантуре Академии постдипломного образования врачей ФГБУ ФНКЦ ФМБА России. Мнение респондентов изучено относительно только 47 сайтов, на которых в ходе первоначальной оценки была обнаружена информация о правилах и порядке подачи документов для прохождения аттестации. Каждый респондент рассматривал информацию о прохождении аттестации, размещенную на сайтах трех различных субъектов Российской Федерации. Таким образом, информация каждого сайта была оценена независимо тремя респондентами. Ссылки на сайты были направлены респондентам по электронной почте. Распределение сайтов по респондентам произведено случайным образом с помощью онлайн-ресурса генератора случайных чисел «Рандомус» https://randomus.ru/.

Число респондентов превышает количество, требуемое для пилотных исследований, при уровне значимости р = 0,05 [15]. Среди опрошенных число мужчин составило 25 (53,2%), женщин — 22 (46,8%). Средний возраст респондентов 32,30 ± 4,94 года, разница в возрасте мужчин (33,70 ± 5,32 года) и женщин (30,80 ± 3,94 года) значимая (= 3,69; p = 0,011). Из 47 респондентов 24 (51,1%) врача работают по хирургическим специальностям, в том числе стоматологическим, 23 (48,9%) — по терапевтическим специальностям, в том числе стоматологическим. Разницы в возрасте респондентов, имеющих хирургические (32,50 ± 5,36 года) и терапевтические (32,10 ± 4,47 года) специальности, не выявлено (= 0,49; p = 0,388). Из числа опрошенных в медицинских организациях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, работают 25 (53,2%) человек, в стационаре — 22 (46,8%). Между респондентами данных двух групп нет разницы по возрасту: 31,80 ± 4,44 и 32,90 ± 5,42 года соответственно (= 1,39; p = 0,316). Распределение респондентов по выделяемым признакам представлено в таблице 2.

Опрос проведен с использованием анкеты, которая была разработана сотрудниками кафедры экономики и маркетинга Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России.

В анкетах содержались два вопроса о достаточности и понятности респонденту информации сайтов о правилах и порядке подачи документов для прохождения аттестации:

  1. «Насколько полно представленная информация отвечает на имеющиеся у Вас вопросы относительно правил и порядка подачи документов для прохождения аттестации?»
  2. «Насколько представленная информация понятна Вам, не требует постороннего разъяснения и дополнительного поиска информации на иных ресурсах информации?»

Для формализации мнений респондентов о достаточности и понятности информации о правилах и порядке подачи документов для прохождения аттестации использовалась пятибалльная рейтинговая шкала, где «1» — крайний недостаток и непонятность информации, «5» — абсолютная достаточность и понятность представленной информации.

Статистическая обработка выполнена в программе SPSS (IBM Company). Наличие сведений о перечне аттестационных специальностей, о правилах и порядке подачи документов, образцов тестов оценивали с помощью частотного анализа. Анализ мнений респондентов о достаточности и понятности информации о правилах и порядке подачи документов для прохождения аттестации проводился через частотный анализ, расчет средних величин (средняя, среднеквадратичное отклонение, медиана). Так как переменные «достаточность», «понятность» имели не нормальное распределение (р ≤ 0,001), применялись критерии Манна – Уитни и Краскела – Уоллиса, корреляции Спирмена.

Таблица 1. Критерии оценки информативности сайтов территориальных аттестационных комиссий

Критерий

Наличие (да/нет)

Перечень специальностей

 

Персональный состав аттестационной комиссии

 

Персональный состав экспертных групп

 

Информация п. 34.1 Приказа

 

Информация п. 34.2 Приказа

 

Информация п. 34.3 Приказа

 

Информация п. 34.4 Приказа

 

Информация п. 34.5 Приказа

 

Информация п. 34.6 Приказа

 

Информация п. 34.7 Приказа

 

Информация п. 34.8 Приказа

 

Информация п. 37 Приказа

 

Информация п. 39 Приказа

 

Информация п. 35 Приказа

 

Информация п. 36 Приказа

 

Почтовый адрес АК

 

Электронная почта АК

 

Информация о возможности подачи документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг

 

График приема документов

 

Актуальный график регистрации документов

 

Актуальные даты заседаний аттестационных комиссий

 

Актуальные даты заседаний экспертных комиссий

 

Время и место проведения аттестации для выездных заседаний

 

Актуальные даты проведения тестового контроля

 

Актуальные даты проведения собеседования

 

Ссылка на приказ № 458н

 

Таблица составлена авторами

Примечание: АК — аттестационная комиссия.

Таблица 2. Распределение респондентов

Специальность

Пол

Работают в организациях, оказывающих помощь в условиях

Всего

стационара

амбулаторных

Хирургия

М

11

1

12

Ж

11

1

12

Всего

22

2

24

Терапия

М

13

13

Ж

10

10

Всего

23

23

Итого

М

11

14

25

Ж

11

11

22

Всего

22

25

47

Таблица составлена авторами

Примечание: – отсутствуют.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе поиска было обнаружено, что в 17 субъектах Российской Федерации у территориальных аттестационных комиссий имеются отдельные веб-страницы, в том числе без ссылки на них на сайтах органов власти. Анализ показал, что большинство сайтов территориальных аттестационных комиссий содержат основные сведения, требуемые приказом № 458н (табл. 3). Однако только 47 сайтов (56,6%) содержали одновременно информацию по всем пунктам приказа № 458н, касающимся правил и порядка подачи документов. И лишь в 14 (16,9%) субъектах Российской Федерации на сайтах органов власти и территориальных аттестационных комиссий размещена одновременно информация о правилах и порядке подачи документов, перечне аттестационных специальностей, образцы тестов, имеется активная ссылка на действующий приказ № 458н, сведения об актуальных датах заседаний аттестационных/экспертных комиссий.

Из 18 сайтов, на которых были представлены образцы тестов, на 5 (6,1%) сайтах дана ссылка на тесты центральной комиссии аттестации медицинских работников на присвоение квалификационных категорий. Ссылка на действующий приказ Министерства здравоохранения РФ № 458н была активна только на 21 (25,3%) сайте, еще на 13 (15,7%) сайтах было упоминание о том, что порядок аттестации прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории регламентирован действующим приказом. На 34 (41,0%) сайтах отсутствовала информация о действующем нормативном правовом акте, из них на трех сайтах размещен недействующий приказ Министерства здравоохранения РФ от 23.04.2013 № 240Н.

По результатам опроса средний балл, выставленный респондентами за достаточность информации о прохождении аттестации медицинскими работниками на 47 сайтах, составлял 3,13 ± 1,04 балла (медиана 3,0), за понятность контента — 2,98 ± 1,02 (медиана 3,0) балла.

По показателю достаточности информации 5 (10,6%) сайтам респондентами выставлен наибольший балл — 4,33; наименьший балл — 1,33 выставлен 4 (8,5%) сайтам. Наибольший балл 4,68, по мнению респондентов, заслуживала понятность информации, представленная на 2 (4,3%) сайтах, наименьший балл на уровне 1,0 по данному показателю выставлен 1 (2,1%) сайту.

По мнению респондентов, понятность информации о прохождении аттестации медицинскими работниками хуже, чем ее достаточность (р = 0,009). Мнения респондентов о достаточности и понятности информации разных сайтов значимо отличаются: 102,155 ≤ χ2 ≤ 110,978 (р ≤ 0,001). При сравнении мнений респондентов по исследуемым показателям одних и тех же сайтов оценка у всех респондентов была одинакова относительно достаточности (р = 0,881) и понятности (р = 0,976) представленной информации.

Мнение респондентов не зависело от их возраста при оценке сайтов по показателям о достаточности информации (р = 0,416) и понятности контента (р = 0,706); в ходе проведенного корреляционного анализа статистически значимых отличий не обнаружено.

Мнения респондентов разного пола о достаточности (р = 0,163) и понятности (р = 0,148) информации одинаковы. Также были идентичны мнения респондентов хирургических и терапевтических специальностей о достаточности (р = 0,901) и понятности (0,947) контента; совпадали мнения респондентов, работающих в стационаре и медицинских организациях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях, о достаточности (р = 0,956) и понятности (0,983) информации сайтов.

Таблица 3. Данные анализа сайтов территориальных аттестационных комиссий о наличии информации о порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории

Информация в соответствии с приказом Минздрава России

от 31.08.2023 № 458н

Число сайтов, на которых имеется информация

Перечень специальностей

64 (77,1%)

Персональный состав аттестационной комиссии

66 (79,5%)

Персональный состав экспертных групп

49 (59,1%)

Правила подачи документов

Информация п. 34.1

74 (89,2%)

Информация п. 34.2

78 (93,9%)

Информация п. 34.3

66 (79,5%)

Информация п. 34.4

76 (91,6%)

Информация п. 34.5

78 (93,9%)

Информация п. 34.6

66 (79,5%)

Информация п. 34.7

52 (62,7%)

Информация п. 34.8

49 (59,1%)

Информация п. 37

53 (63,9%)

Информация п. 39

51 (61,5%)

Порядок подачи документов

Информация п. 35

77 (92,8%)

Информация п. 36

67 (80,7%)

Почтовый адрес АК

76 (91,6%)

Электронная почта АК

69 (83,1%)

Информация о возможности подачи документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг

54 (65,1%)

График приема документов

78 (93,7%)

Актуальный график регистрации документов

51 (61,5%)

Актуальные даты заседаний аттестационных комиссий

35 (42,2%)

Актуальные даты заседаний экспертных комиссий

35 (42,2%)

Время и место проведения аттестации для выездных заседаний

18 (38,3%)

Актуальные даты проведения тестового контроля

18 (38,3%)

Актуальные даты проведения собеседования

41 (87,2%)

Образцы тестов

18 (21,7%)

Ссылка на приказ Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2023 № 458н

36 (43,4%)

Таблица составлена авторами

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

По результатам анализа обнаружено, что из 83 только в 14 (16,9%) субъектах Российской Федерации на сайтах органов власти и территориальных аттестационных комиссий одновременно размещена требуемая информация о правилах и порядке подачи документов, перечне аттестационных специальностей, образцы тестов, имеется активная ссылка на действующий приказ Минздрава России от 31 августа 2023 г. № 458н, сведения об актуальных датах заседаний аттестационных/экспертных комиссий.

Информация по всем пунктам приказа № 458н, касающимся правил и порядка подачи документов, представлена на 47 (56,6%) сайтах. При оценке данных сайтов респонденты сочли достаточность информации о правилах и порядке подачи документов удовлетворительной, а понятность контента — значительно ниже удовлетворительной. Таким образом, уже на этапе подготовки к аттестации на присвоение квалификационной категории у врача остаются вопросы о правилах и порядке подачи документов, что требует дополнительных разъяснений и/или поиска информации на иных ресурсах.

Заметим, что согласованность мнений врачей о достаточности и понятности информации одних и тех же сайтов указывает на непредвзятость респондентов. Отсутствие связи полученных мнений респондентов с возрастом, полом, специальностью, типом организации по условиям оказания помощи, в которой работает респондент, исключает влияние социально-демографических признаков. Учитывая, что средний возраст респондентов составлял 32 года, мы не можем говорить об их низкой компетентности при работе и поиске на онлайн-ресурсах.

Расхождение респондентов в оценках достаточности и понятности информации разных сайтов косвенно показывает отношение аттестационных комиссий к качеству информационного контента своих веб-ресурсов.

Плохое представление, несвоевременное обновление информации об аттестации, ее низкая понятность и недостаточность, на наш взгляд, демонстрирует безразличие некоторых органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к институту присвоения квалификационных категорий врачам.

Учитывая, что число респондентов соответствует пилотному исследованию, мнение о достаточности и понятности информации о прохождении аттестации медицинскими работниками нуждается в подтверждении при опросах большего числа врачей.

В опросе участвовали врачи, имеющие хорошие навыки поиска онлайн-информации, что может искажать результаты оценок в сторону их увеличения. Несмотря на заочную форму опроса, нельзя исключать обсуждения предмета опроса между респондентами, обучающимися на момент анкетирования в одной организации. Также возможно предвзятое положительное или отрицательное отношение респондентов к институту присвоения квалификационных категорий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о процедуре аттестации медицинских работников, размещенная на сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и сайтах территориальных аттестационных комиссий, нуждается в коррекции и актуализации.

1 Приказ Минздрава России от 31.08.2023 № 458н «Об утверждении порядка и сроков прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».

Список литературы

1. Ravichandran T, Rai A. Quality management in systems development: an organizational system perspective. MIS Quarterly. 2000;24(3):381–415. https://doi.org/10.2307/3250967

2. Gorla N, Somers TM, Wong B. Organizational impact of system quality, information quality, and service quality. The Journal of Strategic Information Systems. 2010;19(3):207–28. https://doi.org/10.1016/j.jsis.2010.05.001

3. Basu S. Information search in the internet markets: experience versus search goods. Electronic Commerce Research and Applications. 2018;30:25–37. https://doi.org/10.1016/j.elerap.2018.05.004

4. Jansen BJ, Booth DL, Spink A. Determining the informational, navigational, and transactional intent of Web queries. Information Processing and Management 2008;44:1251–66. https://doi.org/10.1016/j.ipm.2007.07.015

5. Ackoff RL. Management misinformation systems. Management Science. 1967;14(4):147–56. http://www.jstor.org/stable/2628680

6. Nelson RR, Todd PA, Wixon BH. Antecedents of information and system quality: an empirical examination within the context of data warehousing. Journal of Management Information Systems. 2005; 21(4):199–236. https://doi.org/10.1080/07421222.2005.11045823

7. Kim J, Jung S, Choi H. Antecedents influencing SNS addiction and exhaustion (fatigue syndrome): focusing on six countries. Behaviour & Information Technology. 2022;42(15):2601–25. https://doi.org/10.1080/0144929X.2022.2136531

8. Park N. The moderating influence of SNS users’ attachment style on the associations between perceived information overload, SNS fatigue, and mental health. Behaviour and Information Technology. 2023;43(14):3510–22. https://doi.org/10.1080/0144929X.2023.2281500

9. Li CY. The effects of source credibility and argument quality on employees’ responses toward information system usage. Asia Pacific Management Review. 2015;20(2):56–64. https://doi.org/10.1016/j.apmrv.2014.12.003

10. Chang YT, Yu H, Lu HP. Persuasive messages, popularity cohesion, and message diffusion in social media marketing. Journal of Business Research. 2015;68(4):777–82. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2014.11.027

11. Bhattacherjee A, Premkumar G. Understanding changes in belief and attitude toward information technology usage: a theoretical model and longitudinal test. MIS Quarterly.2004;28(2):229–54. https://doi.org/10.2307/25148634

12. Coulter K, Punj G. The effects of cognitive resource requirements, availability, and argument quality on brand attitudes: a melding of elaboration likelihood and cognitive resource matching theories. Journal of Advertising. 2004;33(4):53–64. https://doi.org/10.1080/00913367.2004.10639177

13. Коленникова ОА, Токсанбаева МС. Проблемы системности институтов оценки квалификации медицинских специалистов. Проблемы Социальной Гигиены, Здраво­ охранения и Истории Медицины. 2022;30(s1):1027–32. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-s1-1027-1032

14. Базетова АА. Проблемы аттестации медицинских работников и пути их решения. Научный Альманах. 2022;2–2(88):47–50. EDN: NZZDCT

15. Наркевич АН, Виноградов КА. Методы определения минимально необходимого объема выборки в медицинских исследованиях. Социальные Аспекты Здоровья Населения. 2019;65(6):10.


Об авторах

В. М. Мишарин
Научно-исследовательский институт пульмонологии Федерального медико-биологического агентства
Россия

Мишарин Виктор Михайлович, канд. мед. наук

Москва



А. В. Кочубей
Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи Федерального медико-биологического агентства
Россия

Кочубей Аделина Владимировна, д-р мед. наук

Москва



Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Мишарин В.М., Кочубей А.В. Оценка информативности сайтов территориальных аттестационных комиссий о процедуре аттестации работников здравоохранения. Медицина экстремальных ситуаций. 2025;27(3):429-435. https://doi.org/10.47183/mes.2025-353

For citation:


Misharin V.M., Kochubey A.V. Informativity assessment of websites of territorial attestation commissions on the attestation procedure for healthcare specialists. Extreme Medicine. 2025;27(3):429-435. https://doi.org/10.47183/mes.2025-353

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2713-2757 (Print)
ISSN 2713-2765 (Online)