Влияние фактора интерференции социальных сетей на процессы консолидации памяти у подростков
https://doi.org/10.47183/mes.2022.039
Аннотация
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью поиска ответа на вопрос о том, как факторы цифровой среды оказывают влияние на формирование психических функций подрастающего поколения. Целью работы было изучение влияния фактора интерференции социальных сетей на процессы консолидации памяти (слухоречевой и зрительно-образной) у подростков. Объем выборки составил 130 подростков в возрасте 11–17 лет. Формирование групп осуществляли по возрастным этапам (11–12, 13–14, 15–17 лет). Исследование осуществляли с использованием методик диагностики объема кратковременной слухоречевой и зрительно-образной памяти. В качестве интерферирующего воздействия выступали просмотр видеоконтента и прочтение фрагмента художественного произведения. Установлено значимое снижение объема кратковременной слухоречевой и зрительно-образной памяти у подростков. В условиях интерферирующего воздействия социальных сетей (длительного непрерывного просмотра визуально-акустического и визуально-речевого контента гетерогенного содержания) происходит снижение объема кратковременной памяти. Эмпирически доказан высокий риск потери долговременной памяти под влиянием фактора интерференции социальных сетей на процессы консолидации памяти у подростков. Чем больше длина максимального непрерывного видеопотока, а также общая длительность нахождения подростков в интернете (в том числе в социальных сетях), тем больше объем потери информации.
Об авторах
Е. А. ПетрашРоссия
Екатерина Анатольевна Петраш
ул. Островитянова, д. 1, г. Москва, 117997
В. Б. Никишина
Россия
Москва
Т. Н. Разуваева
Россия
Белгород
М. В. Сокольская
Россия
Москва
А. А. Кузнецова
Россия
Курск
И. В. Запесоцкая
Россия
Москва
Список литературы
1. Repovs G, Baddeley A. The multi-component model of working memory: explorations in experimental cognitive psychology. Neuroscience. 2006. 139: 5–21
2. Alberini CM. Memory Reconsolidation, 2013; 81–117. DOI: 10.1016/B978-0-12-386892-3.00005-6.
3. Григорьян Г. А., Маркевич В. А. Консолидация, реактивация и реконсолидация памяти. Журнал Высшей нервной деятельности. 2014; 64 (2): 123–36
4. Величковский Б. Б. Рабочая память человека: Структура и механизмы. М: Когито-центр, 2015; 247 с.
5. Дозорцева Е. Г., Кирюхина Д. В. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков. Прикладная юридическая психология. 2020; 1 (50): 80–87.
6. Андреева А. О. Манипулирование в сети Интернет. Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. 2015: 21–28.
7. Кудрявцев И. А. Девиантология изменений личности подростков в социальных сетях (феномены и закономерности дефицитарной трансформации). Девиантология. 2021; 5 (2– 9): 3–13. DOI: 10.32878/devi.21-5-02(9)-3-13.
8. Юдеева Т. В. Мотивация деструктивного коммуникативного поведения подростков в социальных сетях. Международный научно-исследовательский журнал. 2022; 2–2 (116): 178–82. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.116.2.066.
9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2014 N ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет». Доступно по ссылке: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123707/8968082babe2e09c403b4254022a2abd2ff908e1/.
10. Lewis DJ. Psychobiology of active and inactive memory. Psychol. Bull. 1979. 86: 1054–83
11. Lewis DJ, Bregman NJ, Mahan JJ Jr. Cue dependent amnesia in rats. J Comp Physiol Psychol. 1972; 81 (2): 243–47
12. Roozendaal B, McGaugh JL. Memory modulation. Behav Neurosci. 2011; 125 (6): 797–824. DOI: 10.1037/a0026187. PMID: 22122145; PMCID: PMC3236701.
13. Величковский Б. Б. Тестирование рабочей памяти: от простого к сложному и снова к простому. Теоретическая и экспериментальная психология. 2014; 7 (2): 133–42.
14. Анохин К. В. Мозг и память: биология следов прошедшего времени. Вестник Российской академии наук. 2010; 80 (5-6): 455.
15. Isaacs E, Vargha-Khadem F. Differential course of development of spatial and verbal memory span: A normative study. British Journal of Developmental Psychology. 1989; 7: 377–80. DOI: 10.1111/j.2044-835X.1989.tb00814.x.
16. Бочавер А. А., Докука С. В., Сивак Е. В., Смирнов И. Б. Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков. Клиническая и специальная психология. 2019; 8 (3): 1–18. DOI: 10.17759/psyclin.2019080301.
Рецензия
Для цитирования:
Петраш Е.А., Никишина В.Б., Разуваева Т.Н., Сокольская М.В., Кузнецова А.А., Запесоцкая И.В. Влияние фактора интерференции социальных сетей на процессы консолидации памяти у подростков. Медицина экстремальных ситуаций. 2022;24(4):121-129. https://doi.org/10.47183/mes.2022.039
For citation:
Petrash E.A., Nikishina V.B., Razuvaeva T.N., Sokolyskaya M.V., Kuznetsova A.A., Zapesotskaya I.V. Effects of the social media interference factor on memory consolidation in adolescents. Extreme Medicine. 2022;24(4):121-129. https://doi.org/10.47183/mes.2022.039