Preview

Медицина экстремальных ситуаций

Расширенный поиск

К вопросу о нормативном регулировании и методическом сопровождении деятельности сводного медицинского отряда ФМБА России

https://doi.org/10.47183/mes.2025-382

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Современные вызовы национальной безопасности требуют совершенствования системы медико-санитарного обеспечения, в том числе медицинских сил и средств Федерального медико-биологического агентства (далее — ФМБА России, Агентство) в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС), террористических актов и вооруженных конфликтов. Особую значимость приобретает повышение оперативности, эффективности и организованности оказания специализированной медицинской помощи и проведения медицинской эвакуации пострадавших, раненых и больных, что подтверждается имеющимся опытом участия сводных медицинских отрядов (СМО) ФМБА России в ликвидации последствий крупных ЧС и проводимой специальной военной операции (СВО).

Цель. Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы и методического обеспечения создания, подготовки, применения и функционирования СМО ФМБА России.

Материалы и методы. В исследовании использованы нормативные и методические документы Агентства, отчетные материалы окружных медицинских центров (ОМЦ) и данные анкетного опроса 192 медицинских специалистов, вовлеченных в деятельность сводных медицинских отрядов в период 02.2022–06.2025, включая опыт участия в специальной военной операции. При выполнении исследования применялись следующие методы: формально-юридический и контент-анализ, экспертная оценка, статистическая обработка данных, а также методы логического и информационного моделирования. Исследование охватывало правовые, организационные и методические аспекты функционирования СМО в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера. Анализ проводился с учетом обширного опыта ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и участия СМО в осуществлении медицинской эвакуации, оказании медицинской помощи пострадавшим, раненым и больным военнослужащим.

Результаты. Выявлены пробелы в нормативно-методическом обеспечении деятельности СМО ФМБА России, несмотря на их достаточно высокую оперативность реагирования и эффективность функционирования по предназначению, подтвержденные опытом участия в медицинском обеспечении специальной военной операции. Экспертная оценка 192 медицинских специалистов, большая часть которых (60,4%) имела реальный практический опыт работы в составе СМО, показала низкий уровень удовлетворенности действующей нормативно-методической базой, не обеспечивающей в полной мере четкого регулирования порядка создания, подготовки, применения, функционирования и выполнения медицинской эвакуации СМО. На основании полученных данных обоснована необходимость комплексного совершенствования правовых и методических основ деятельности СМО, заключающаяся в разработке и утверждении единого Типового положения о сводном медицинском отряде, внесении дополнений в приказ ФМБА России от 25.04.2022 № 126 с учетом задач по медицинской эвакуации, закреплению за ОМЦ функции по формированию, подготовке и управлению СМО, а также разработке детализированных методических рекомендаций, стандартизирующих организационную структуру, оснащение и критерии готовности СМО. Реализация результатов исследования обеспечит создание условий для разрешения многих проблемных вопросов, имеющих высокую практическую значимость для СМО.

Выводы. Полученные результаты исследования свидетельствуют о наличии недочетов в нормативно-методической базе, определяющей порядок деятельности СМО, которые препятствуют созданию четких механизмов регулирования формирования, применения и функционирования СМО при организации и оказания медицинской помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, террористических актов и военных конфликтов. Реализация предложенных мер позволит повысить оперативность и эффективность применения СМО в системе медико-санитарного обеспечения в интересах национальной безопасности.

Для цитирования:


Ратманов М.А., Фисун А.Я. К вопросу о нормативном регулировании и методическом сопровождении деятельности сводного медицинского отряда ФМБА России. Медицина экстремальных ситуаций. 2025;27(4):483-489. https://doi.org/10.47183/mes.2025-382

For citation:


Ratmanov M.A., Fisun A.Ya. On the issue of legal regulation and methodological support for the activities of joint medical teams of FMBA of Russia. Extreme Medicine. 2025;27(4):483-489. https://doi.org/10.47183/mes.2025-382

ВВЕДЕНИЕ

Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации предполагает разработку, корректировку и выполнение комплекса разноплановых государственных программ, направленных на обеспечение безопасности и устойчивого развития страны1. Это в полной мере относится к развитию и совершенствованию медицинских сил и средств Федерального медико-биологического агентства2, повышению качества медико-санитарного обеспечения работников отраслей с особо опасными условиями труда, а также населения, проживающего на обслуживаемых территориях. Особое внимание уделяется сбережению и укреплению здоровья граждан, увеличению продолжительности их профессиональной деятельности и жизни в целом.

Особую значимость приобретает повышение уровня оперативного реагирования, а также эффективности и результативности мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации медико-санитарных последствий инцидентов, аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (ЧС) различного характера3.

Современные вызовы требуют постоянного совершенствования потенциала медицинских подразделений ФМБА России в контексте обеспечения национальной безопасности [1–4]. Ключевыми направлениями остаются повышение качества оказываемой медицинской помощи, а также обеспечение готовности к эффективному реагированию на террористические акты, вооруженные конфликты и крупные чрезвычайные происшествия4,5,6,7.

Вероятность возникновения террористических атак и вооруженных конфликтов, сопровождающихся значительным числом пострадавших, по-прежнему остается высокой. Пострадавшие относятся к различным категориям населения и нуждаются в своевременной специализированной медицинской помощи и организованной медицинской эвакуации, которая должна осуществляться в профильные стационарные лечебные медицинские организации с использованием различных видов транспорта [5–10].

В ликвидации медико-санитарных последствий масштабных чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов важная роль принадлежит мобильным медицинским формированиям, в частности сводным медицинским отрядам8. Они обеспечивают оказание преимущественно экстренной медицинской помощи и выполнение медицинской эвакуации пострадавших, раненых и больных с соблюдением принципов маршрутизации [5–11]. Практика подтвердила эффективность СМО, однако выявила необходимость совершенствования их нормативно-методического обеспечения.

Оптимизация системы управления подведомственными организациями ФМБА и налаживание эффективного взаимодействия с органами государственной власти требуют совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность СМО. В этой связи исследование текущего состояния нормативного регулирования и методического сопровождения их деятельности приобретает особую актуальность. Кроме того, анализ существующих подходов способствует развитию и модернизации системы управления медицинской помощью в чрезвычайных ситуациях в целом [12–16].

Цель исследования — разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы и методического обеспечения создания, подготовки, применения и функционирования сводных медицинских отрядов Федерального медико-биологического агентства.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В качестве материалов исследования использованы нормативные и методические документы Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России, регулирующие деятельность сводных медицинских отрядов, включая приказы ФМБА России от 28.02.2022 № 60, от 29.02.2024 № 35, от 25.04.2022 № 1263, а также проект Положения о порядке организации деятельности и координации сводных медицинских отрядов ФМБА России (2023 г.), разработанный Центром стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками для здоровья. Дополнительно проанализированы отчетные материалы окружных медицинских центров (ОМЦ) ФМБА России, касающиеся формирования, применения и функционирования СМО в период с февраля 2022 по июнь 2025 г. в ходе специальной военной операции. В исследование включены также данные анкетного опроса — карты обследования состояния формирования и функционирования СМО, заполненные медицинскими специалистами, непосредственно участвовавшими в деятельности отрядов, в том числе в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, террористических актов и военных конфликтов.

Для достижения поставленных целей применен комплекс методов: формально-юридический анализ нормативных документов, контент-анализ текстов с выявлением пробелов и противоречий, экспертная оценка с привлечением 192 медицинских специалистов, разделенных на две группы: первая (n = 116) включает лиц с практическим опытом работы в СМО, вторая (n = 76) — специалистов, привлекаемых к формированию отрядов, но не участвовавших в реальных чрезвычайных ситуациях. Статистические данные исследования обработаны с использованием пакета прикладных программ SPSS Statistics 23.0 и Microsoft Excel 2010. Статистическая обработка данных позволила выявить закономерности в оценках состояния нормативного регулирования и методического обеспечения СМО.

Для разработки предложений по совершенствованию использованы методы логического и информационного моделирования, а также аналитический метод, обеспечивающий системное обобщение полученных результатов. Исследование охватывает как правовые аспекты регулирования деятельности сводных медицинских отрядов, так и организационно-методические вопросы подготовки, функционирования и управления СМО в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе исследования была проведена оценка удовлетворенности состоянием нормативного регулирования и методического сопровождения деятельности СМО медицинских специалистов, имеющих служебно-профессиональное отношение к изучаемому вопросу. Результаты экспертных оценок свидетельствуют, что с позиций современных требований к безопасности и условиям деятельности СМО уровень удовлетворенности соответствующих медицинских специалистов состоянием действующей нормативной и методической базы, регламентирующей порядок создания, подготовки к работе, применения и функционирования СМО, недостаточно оптимальный (табл.).

Только 24,0% экспертов оценили действующую базу как полностью обеспечивающую деятельность СМО. Более 66,6% респондентов (31,2% из первой группы и 35,4% из второй группы) указали на ограниченное или частичное соответствие документов современным требованиям. Особенно показательно мнение лиц из первой группы, имеющих практический опыт работы в СМО: 79,3% опрошенных (44,8% респондентов дали ответ «частично обеспечивают» и 34,5% — «ограниченно обеспечивают») считают, что действующие нормативные и методические положения не в полной мере отвечают потребностям отрядов. В то же время 47,3% экспертов второй группы оценили нормативное и методическое сопровождение положительно, что подтверждает влияние практического опыта на объективность оценки.

Затруднения в оценке, отмеченные у 6,9–13,2% респондентов, объясняются недостатком практического опыта работы в СМО до начала СВО. До этого СМО привлекались к ликвидации последствий ЧС эпизодически и в небольшом объеме, что не позволило большинству специалистов получить достаточный и объективный опыт работы в условиях ЧС.

Совершенно иные условия для проверки качества нормативных и методических документов сложились в ходе проведения СВО. Масштабное, продолжительное и многоплановое применение СМО в зоне боевых действий позволило большому числу медицинских работников получить предметный опыт, включая практическую верификацию положений регулирующих документов. Именно этот опыт стал надежным критерием оценки их полноты, четкости и применимости.

Опыт работы СМО в условиях СВО выявил пробелы в действующих документах. Так, лишь 15 (12,8%) экспертов, участвовавших в формировании отрядов для СВО, отметили наличие полных и четких нормативных положений по структуре, задачам, порядку создания и функционирования; 59 (51,3%) экспертов указали на частичное обеспечение, 24 (20,5%) — на отсутствие необходимых документов, 18 (15,4%) затруднились ответить. При этом 164 (85,4%) эксперта высказались о необходимости разработки и утверждения всесторонне обоснованного положения о деятельности СМО. В то же время 13 (6,8%) не видели такой необходимости, а 15 (7,8%) затруднились с оценкой. Аналогично 143 (74,5%) эксперта поддержали внесение дополнений в приказ ФМБА России от 25.04.2022 № 1269, касающихся порядка создания, применения и функционирования СМО при ликвидации последствий ЧС, террористических актов и вооруженных конфликтов, включая участие в общей системе лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших, раненых и больных военнослужащих, против — 29 (15,1%); 20 (10,4%) человек затруднились ответить.

Таблица. Распределение мнений экспертов об оценке состояния нормативного регулирования и методического сопровождения деятельности сводного медицинского отряда ФМБА России

Оценка нормативного и методического сопровождения

Доля экспертов от их общего числа, определивших данную оценку, %

(n = 192)

В том числе оценка данной группы экспертов, %

первая (n = 116)

вторая (n = 76)

Обеспечивают деятельность в полном объеме

24,0

13,8

39,5

Ограниченно обеспечивают

31,2

34,5

26,3

Частично обеспечивают

35,4

44,8

21,0

Затрудняюсь ответить

9,4

6,9

13,2

Итого:

100,0

100,0

100,0

Таблица подготовлена авторами по собственным данным

Примечание: n — количество экспертов.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать вывод о том, что деятельность СМО ФМБА России приобретает все большее значение в системе медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС, террористических актов и вооруженных конфликтов.

Согласно информации, озвученной руководителем ФМБА России В.И. Скворцовой, за все время участия в СВО (02.2022–04.2025) медицинскими отрядами агентства оказана помощь 143 тыс. пострадавших военнослужащих, при этом 12 тыс. человек были прооперированы10. Эти цифры не только подчеркивают масштаб вовлеченности медицинских формирований ФМБА России, но и свидетельствуют о качественном изменении характера оказываемой медицинской помощи. Как отметила В.И. Скворцова, «изменилась также структура помощи — на первый план вышла хирургическая помощь»11.

В 2024 г. объем медицинской помощи, оказанной медицинскими специалистами Агентства, вырос на 65%, а число операций — более чем в три раза по сравнению с предыдущим периодом12. Такая динамика свидетельствует как о значительной нагрузке на медицинские силы и средства ФМБА России, так и о повышении их оперативной готовности и функциональной устойчивости. Важно отметить, что медицинский «спецназ» Агентства, по словам В.И. Скворцовой, принял участие в ликвидации последствий почти всех крупных ЧС, произошедших в России в 2024 г., что подтверждает расширение функций СМО и их интеграцию в общую систему национального реагирования на ЧС13.

Масштабное и продолжительное применение СМО в условиях СВО выявило недостатки в нормативно-методическом обеспечении их деятельности. Как показали результаты экспертной оценки, большинство экспертов из числа имевших практический опыт работы в составе СМО оценили нормативную базу как нуждающуюся в развитии и совершенствовании. Серьезную озабоченность вызывает отсутствие в действующих нормативных актах четких положений, определяющих порядок создания и структуру подготовки к действиям, функционированию, оснащению и управлению СМО.

Особую значимость показали окружные медицинские центры (ОМЦ) ФМБА России, на базе которых, как свидетельствует практика, формируются СМО. Однако в приказе ФМБА России от 30.07.2020 № 208, определяющем их функции, роль ОМЦ в формировании, подготовке и управлении СМО не закреплена официально14. Это создает организационно-правовую неопределенность и снижает ответственность за готовность к применению отрядов. Стоит отметить, что 80,7% экспертов высказались за закрепление за ОМЦ таких функций, как организация создания и подготовка к применению СМО, методическое сопровождение его деятельности, контроль готовности и обеспечение функционирования в ЧС.

Еще одним существенным пробелом оказалось правовое регулирование медицинской эвакуации. Приказ Агентства от 25.04.2022 № 12615 предусматривает формирование мобильных медицинских отрядов для оказания медицинской помощи вне подведомственных территорий, но не регламентирует порядок медицинской эвакуации. По данным С.В. Маркова, только специалисты ФГБУ «ГНЦ — ФМБЦ им. А.И. Бурназяна» ФМБА России к началу 2025 г. эвакуировали более 32 тыс. пациентов, включая свыше 7 тыс. — авиационным транспортом [6].

На основании полученных при применении СМО в условиях СВО и ЧС данных может быть предложен ряд практических шагов:

  • установление типовых организационно-штатных структур СМО с учетом профиля ЧС (химических, радиационных, биологических, террористических, военных);
  • определение состава и стандартов оснащения медицинских бригад;
  • разработка порядка функционирования, включая организацию помощи и медицинской эвакуации по принципам маршрутизации;
  • закрепление технологий подготовки и профессионального слаживания;
  • уточнение регламента создания, пополнения и хранения резерва медицинского и иного имущества;
  • интеграция в работу СМО информационных технологий и телемедицины;
  • формализация системы учета, отчетности и донесений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование подтверждает значимость СМО ФМБА России как одного из важных компонентов общей системы медицинского обеспечения в условиях чрезвычайных ситуаций, террористических актов и вооруженных конфликтов. Практика их применения, особенно в ходе СВО, продемонстрировала не только их способность к оперативному реагированию и эффективной работе по оказанию медицинской помощи и выполнению медицинской эвакуации пострадавших, раненых и больных, но и необходимость системного совершенствования нормативного регулирования и методического сопровождения их деятельности.

Анализ нормативно-методической базы СМО выявил ее определенные несоответствия современным требованиям: отсутствие четкого регулирования порядка создания, подготовки к работе и применения, функционирования отрядов; неопределенность в распределении задач и функций ОМЦ в отношении СМО и практически отсутствие нормативного обеспечения медицинской эвакуации — одного из ключевых элементов работы СМО. На основании полученных данных обоснована необходимость комплексного совершенствования правовой и методической основы деятельности СМО, заключающаяся в разработке и утверждении единого Типового положения о сводном медицинском отряде, внесении дополнений в приказ ФМБА России от 25.04.2022 № 126 с учетом задач по медицинской эвакуации, закрепления за ОМЦ функции по формированию, подготовке и управлению СМО, а также разработке детализированных методических рекомендаций, стандартизирующих организационную структуру, оснащение и критерии готовности СМО.

Реализация этих предложений позволит повысить оперативность, эффективность и устойчивость системы медицинского обеспечения пострадавших, раненых и больных, создать условия для более адаптированной и результативной деятельности СМО в единой современной системе противодействия угрозам безопасности Российской Федерации.

1 Указ Президента Российской Федерации № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 02.07.2021.

2 Указ Президента Российской Федерации № 568 «Вопросы Федерального медико-биологического агентства» от 02.07.2024.

3 Приказ ФМБА России № 144 «Об утверждении положения о функциональной подсистеме медико-санитарной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в организациях (на объектах), находящихся в введении ФМБА России, а также в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России» от 20.05.2022.

4 Приказ ФМБА России № 144 «Об утверждении положения о функциональной подсистеме медико-санитарной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в организациях (на объектах), находящихся в введении ФМБА России, а также в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России» от 20.05.2022.

5 Приказ ФМБА России № 60 «О формировании сводных медицинских отрядов ФМБА России и повышении готовности медицинских организаций ФМБА России для работы в чрезвычайных ситуациях» от 28.02.2022.

6 Приказ ФМБА России № 35 «О внесении изменений в приказ ФМБА России от 28.02.2022 № 60 «О формировании сводных медицинских отрядов ФМБА России для работы в чрезвычайных ситуациях» от 29.02.2024.

7 Положение по организации деятельности и координации сводных медицинских отрядов Федерального медико-биологического агентства (проект). Москва, 2023. Машинопись, 7 л.

8 Приказ ФМБА России № 126 «Об утверждении случаев и порядка организации оказания медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций, подведомственных ФМБА России, вне таких медицинских организаций» от 25.04.2022.

9 Приказ ФМБА России № 126 «Об утверждении случаев и порядка организации оказания медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций, подведомственных ФМБА России, вне таких медицинских организаций» от 25.04.2022.

10 Отряды ФМБА оказали медпомощь в зоне СВО 143 тыс. военнослужащих. Коммерсантъ; 2024. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7693365 (дата обращения: 08.08.2025).

11 Там же.

12 Отряды ФМБА оказали медпомощь в зоне СВО 143 тыс. военнослужащих. Коммерсантъ; 2024. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7693365 (дата обращения: 08.08.2025).

13 Там же.

14 Приказ ФМБА России № 208 «О формировании сети окружных медицинских центров ФМБА России» от 30.07.2020.

15 Приказ ФМБА России № 126 «Об утверждении случаев и порядка организации оказания медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций, подведомственных ФМБА России, вне таких медицинских организаций» от 25.04.2022.

Список литературы

1. Гончаров СФ, Акиньшин АВ, Бобий БВ. Организация оказания медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях в лечебных медицинских организациях Федерального медико-биологического агентства. Сообщение 1. Медицина катастроф. 2022;4:5–12. https://doi.org/10.33266/2070-1004-2022-4-5-12

2. Гончаров СФ, Акиньшин АВ, Марков СВ, Бобий БВ, Баранова НН. Организация оказания медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях в лечебных медицинских организациях Федерального медико-биологического агентства. Сообщение 2. Медицина катастроф. 2023;3:5–12. https://doi.org/10.33266/2070-1004-2023-3-5-12

3. Гончаров СФ, Акиньшин АВ, Титов ИГ, Бобий БВ. К вопросу о создании службы медицины катастроф ФМБА России. Клинический вестник ФМБЦ им. А.И. Бурназяна. 2022;2:17–25. https://doi.org/10.33266/2782-6430-2022-2-17-25

4. Акиньшин АВ, Бобий БВ. К вопросу о нормативно-правовом регулировании и методическом сопровождении деятельности Функциональной подсистемы Федерального медико-биологического агентства. Медицина катастроф. 2023;2:5–11. https://doi.org/10.33266/2070-1004-2023-2-5-11

5. Гончаров СФ, Марков СВ, Чепляев АА, Деменко ВВ, Минок МН, Баранова НН и др. Центр лечебно-эвакуационного обеспечения ФГБУ «ГНЦ Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» Федерального медико-биологического агентства: состояние и перспективы развития. Медицина катастроф. 2024;2:21–33. https://doi.org/10.33266/2070-1004-2024-1

6. Марков СВ. Опыт работы полевого многопрофильного госпиталя как этапа медицинской эвакуации в системе лечебно-эвакуационного обеспечения вооруженного конфликта. Медицина катастроф. 2025;1:5–11. https://doi.org/10.33266/2070-1004-2025-1

7. Агапов ВК, Павлов НБ, Шутов АА. Медицинская помощь — важнейший элемент в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время. Медицина экстремальных ситуаций. 2015;53(3):8–12.

8. Ахметова АИ, Кухарева АР, Антонов СИ. Мероприятия по ликвидации наводнения в Дальневосточном федеральном округе в 2013 году. Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения. Сборник материалов 6-й Международной (76-й Всероссийской) научно-практической конференции. Екатеринбург; 2021. EDN: TIUHCG

9. Мельников ГЯ. Участие КБ № 51 ФМБА России в ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Вестник клинической больницы № 51. 2009;51:6–7.

10. Гулин АН, Гребенюк БВ. Ликвидация медико-санитарных последствий наводнения в Краснодарском крае. Медицина катастроф. 2012;3(79):14–5.

11. Овчаренко АП, Лемешкин РН, Толстошеев ВН, Лучшев АВ. Анализ работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций у специалистов нештатных формирований службы медицины катастроф Минздрава России и Федерального медико-биологического агентства. Медицина катастроф. 2023;1:9–13. https://doi.org/10.33266/2070-1004-2023-1-9-13

12. Медик ВА. Пути совершенствования организационнометодической деятельности в медицинских организациях на современном этапе реформирования здравоохранения. ОРГЗД РАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021;7(4):40–50. https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-4-40-50

13. Бобий БВ. Нормативное правовое регулирование и организационно-методическое сопровождение функционирования службы медицины катастроф Минздрава России: состояние и некоторые направления совершенствования. Медицина катастроф. 2024;4:59–69. https://doi.org/10.33266/2070-1004-2024-4

14. Гончаров СФ, Быстров МВ, Баранова НН, Гусева ОИ, Попов ВП, Романов ВВ и др. Мобильные медицинские формирования службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации. Медицина катастроф. 2019;3:5–11. https://doi.org/10.33266/2070-1004-2019-3

15. Сбоев АО. Мобильный медицинский отряд как рациональная модель современного подвижного медицинского формирования, действующего в мегаполисе в чрезвычайных ситуациях. Исследования и практика в медицине. 2020;7(1):83–95. https://doi.org/10.17709/2409-2231-2020-7-1-9

16. Алексанин СС, Рыбников ВЮ, Евдокимов ВИ, Гудзь ЮА, Башинский ОА. Методические аспекты создания мобильных медицинских бригад МЧС России для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Экология человека. 2017;24(11):3–9. https://doi.org/10.33396/1728-0869-2017-11-3-9


Об авторах

М. А. Ратманов
Федеральное медико-биологическое агентство
Россия

Ратманов Михаил Александрович - канд. мед. наук

Москва



А. Я. Фисун
Филиал Военно-медицинской академии
Россия

Фисун Александр Яковлевич - д-р мед. наук, профессор, член-корр. РАН

Москва



Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Ратманов М.А., Фисун А.Я. К вопросу о нормативном регулировании и методическом сопровождении деятельности сводного медицинского отряда ФМБА России. Медицина экстремальных ситуаций. 2025;27(4):483-489. https://doi.org/10.47183/mes.2025-382

For citation:


Ratmanov M.A., Fisun A.Ya. On the issue of legal regulation and methodological support for the activities of joint medical teams of FMBA of Russia. Extreme Medicine. 2025;27(4):483-489. https://doi.org/10.47183/mes.2025-382

Просмотров: 197


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2713-2757 (Print)
ISSN 2713-2765 (Online)